Получи 25$ в подарок на первое бронирование!
Бродяга on 10 ноября 2011

Что же такое электровелосипед? В статье описывается данный вид транспорта.Приведены параметры, эксплуатационные характеристики. Автор приводит свою конструкцию с мотор-колесом. Электровелосипед – это слово в нашем обществе можно услышать всё чаще и чаще. Некоторые стремятся его приобрести, некоторые просто наслышаны о нём не понимая до конца в чём суть дела.

А ведь во многих развитых странах велосипед, а сейчас уже и электровелосипед, являются чуть ли не основным средством передвижения. Давайте для начала в общих чертах разберёмся в его устройстве. Суть кроется уже в самом названии – электровелосипед – велосипед движущийся при помощи электричества (точно так же как и электромобиль). Нужно сказать, что китайцы молодцы! Первыми в мире они разработали и начали массово выпускать это чудо техники. Казалось бы, действительно всё просто – ставим мотор, ставим аккумуляторы и едем не крутя педали. Однако устройство выглядит просто лишь на первый взгляд, на самом деле всё несколько сложнее.

Изобретатели не пошли по простому пути, поставив обычный коллекторный двигатель постоянного тока, соединив его через какую-либо муфту с колесом и напрямую подключив к нему аккумулятор. Такая система могла бы работать, однако была бы очень не экономичной и громоздкой. Чудо-решением оказалось мотор-колесо – мотор встраиваемый внутрь колеса, замещающий втулку колеса и являющийся его опорой. Как нельзя просто, компактно и со стороны почти не заметно. Питается мотор не обычным постоянным током, а переменным трёхфазным.

С целью экономии в моторе применены датчики холла, позволяющие подавать импульсы тока нужной длительности и в нужный момент, в зависимости от скорости движения и нагрузки. Для управления мотором необходим контроллер, преобразующий постоянный ток от аккумуляторов в переменный трёхфазный, переменной частоты. Данная схема является высокотехнологичной, а главное экономичной, что очень важно при движении от аккумуляторов. В наиболее распространённых моделях электровелосипедов с мотор-колесом питание осуществляется от 3-х кислотных аккумуляторов, общим напряжением 36 вольт. Мощность мотора составляет 250 Ватт. Ёмкость аккумуляторов можно выбрать от 7 до 14-17 А/ч (чем больше – тем тяжелее) в зависимости от дальности предполагаемых поездок, рельефа местности, массы велосипедиста и багажа. Сейчас есть возможность приобрести мотор-колёса мощностью до 600 Ватт и более, на напряжение бортовой сети 48 вольт, хотя с таким мотором это уже будет скорее электроскутер, а не велосипед и весить он будет немало. Однако пускай вас не пугает вес обычного электровелосипеда. В управлении он столь же прост, а если вы живёте в многоэтажном доме, то также легко заведёте его в лифт.

Далее автор расскажет о своём самодельном электровелосипеде с мотор-колесом, его параметрах и характеристиках. Сразу дам читателю ценный совет – если вы решили стать владельцем электровелосипеда лучше купите готовый собранный на заводе и полностью укомплектованный электровелосипед. Не советую собирать самому из имеющихся отдельных составных частей или устанавливать комплект из мотор-колеса, и аккумуляторов на ваш обычный велосипед. Поверьте, вы столкнётесь с множеством трудностей и проблем, решить которые будет не так просто как кажется, не имея под рукой всего необходимого.

В 2006 году автор пошёл именно по такому пути, так-так не имел возможности купить готовую конструкцию, однако удалось достать комплект из мотор-колеса, контроллера и органов управления. За основу был взят обычный женский велосипед. Пришлось купить к нему новые колёса меньшего диаметра, новую вилку переднего колеса, мягкое сидение, новую звёздочку привода от педалей. Самым сложным оказалось установить мотор. Долго не удавалось найти новые прочные спицы нужной длинны. Второй проблемой оказалось распределение и установка аккумуляторов на раме. Также нужно было разместить контроллер, установить ручки тормоза, газа и переключатель скорости. После долгих переделок и нововведений велосипед тронулся с места! Поверьте ощущение несколько не обычное, приятное, с чувством гордости за свой аппарат! Часто наблюдаемые удивлённые взгляды обычных велосипедистов, других участников движения, простых прохожих и задаваемые вопросы, с просьбой рассказать об этом чуде техники.

Поговорим о характеристиках, преимуществах и недостатках такого велосипеда. Преимущество само собой заключается в отсутствии необходимости крутить педали. Вместо этого нужно крутить ручку газа как на скутере или мопеде. Причём не зависимо едете вы на горку или по прямой, вы просто сидите, велосипед едет сам! Мощность мотора в моём велосипеде 250 Ватт. Кратковременно может отдавать 350 Ватт и более. Этого достаточно чтобы заехать на довольно крутые, длинные горки, а на небольшие подъёмы «залетает» без проблем даже на приличной скорости. Если мотор явно работает с перегрузкой, то всегда можно помочь ему педалями. Таким образом вы продлите «жизнь», в первую очередь, аккумуляторам, которые не будут работать в стрессовых режимах. Конструктивный же запас по мощности самого мотора очень велик. На моём велосипеде установлено три кислотных гелиевых аккумулятора емкостью 12 А/ч. Примите во внимание, что вес одного такого аккумулятора должен быть не менее 4,5 кг. Если на базаре вам попытаются продать аккумулятор такой же или большей ёмкости с меньшим весом – это явная дешёвая подделка или брак. Такой аккумулятор долго не прослужит. Срок службы хороших аккумуляторов при нормальных режимах эксплуатации 3-4 года.

Скорости движения контроллером предусмотрено две. Условно обозначим их 1-я и 2-я. Переключение происходит с помощью тумблера установленного на руле и замыкающего или размыкающего соответствующие контакты контроллера. На первой скорости удобно двигаться по грунтовой или неровной дороге, песку, или по ровному асфальту экономя энергию аккумуляторов. Максимум можно разогнаться до 17 км/ч. Вторая подойдёт для движения по шоссе, на дальние расстояния. Максимальная скорость на второй передаче 26 км/ч, что вполне достаточно для велосипеда. Иногда с ветерком обгоняешь обычных велосипедистов, особенно при движении на горку. Максимальный запас хода (без помощи педалями) на первой скорости составляет до 35 км! Этого хватает для поездки на загородную дачу, или просто для прогулки. На второй, дальность пробега составит около 23 км, по ровному асфальту. При всём этом длительность пробега зависит от характера движения и манеры управления велосипедом. Ток, потребляемый от аккумуляторов при движении по ровной дороге на второй скорости, около 4-5 Ампер. На горку 10-15 А, возможно и больше. С целью продления «жизни» аккумуляторов ездить нужно по возможности не превышая ток в 10-12 А. Заряжаются аккумуляторы от сети с помощью зарядного устройства. Время зарядки 3,5-4 часа. Зарядное устройство можно изготовить и самому переделав обычный компьютерный блок питания.

Самым важным и, наверное, единственным недостатком велосипеда является чрезмерная тряска во время движения по неровному покрытию. Учитывая довольно высокую скорость движения, без кручения педалей (что само по себе немного амортизирует), по неровной дороге ехать очень не комфортно. Поэтому при выборе велосипеда или сборке собственной конструкции обязательно должны присутствовать амортизаторы, как на передней вилке, так и сзади.

Удачи вам и попутного ветерка!

Интересные статьи на "Бродяге":

Метки: , , ,

Оставить комментарий или два