Получи 25$ в подарок на первое бронирование!
Бродяга on 20 апреля 2010

Новых походов в этом году все равно не предвидится, так, покататься поеду или в альплагерь погулять. Так что буду рассказывать потихоньку про старые походы. В 2008 году мы совершили первое, и надеюсь, не последнее восхождение на Эльбрус.

Гора Эльбрус
Гора Эльбрус — 5644 метра — самая высокая гора Европы

Мы тогда ходили в горный поход в Приэльбрусье, ну а в конце было запланировано восхождение на Эльбрус.  Про весь поход рассказывать долго, а мне больше нравится писать кратко про отдельные интересные моменты.

И вот какого-то там августа 2008 года мы приехали в поселок Азау, что находится прямо у подножия Эльбруса. Кстати, как раз в этот день началась война с Грузией, и мы через горы дым видели и отзвуки канонады слышали. До этого мы сутки зависали на квартире, мылись, брились после похода, пили местный коньяк и всячески отдыхали.  Если кто соберется на Эльбрус, то расскажу, что туда идет отличная дорога от города Нальчика или Минеральные Воды, куда можно добраться на поезде или самолетом, ездит куча машин и вроде даже автобусы.

Возила наc замечательная девушка Лена, занимающаяся организацией туристических маршрутов, она же оформляла нам пропуска и сдавала квартиру. Ездит эта суровая женщина на стареньком УАЗике с двумя детьми, одному из которых пара лет, а иногда и с двумя лохматыми собаками чау-чау.

С подножия Эльбруса до высоты 3800 метров идет канатная дорога, на которой мы и поехали, решив сэкономить силы на последний рывок до вершины. Далее часа три подъема до скал к месту стоянок, называемому Приют 11.

Приют 11
Вид с Приюта 11 на вершину Эльбруса

Там есть и домики для тех, кто готов заплатить деньги, но мы ж туристы и спортсмены, мы в своих палатках ночевали. Вот собственно одну из них можно наблюдать на фотографии. Тут пока еще тепло, днем даже можно без пуховой куртки сидеть, но ночью температура опускается до -20 градусов. Между тем внизу, в городе жара +40, вот такая разница.

Вид с Эльбруса
Закат на Эльбрусе — все облака внизу

До вершины нам оставалось около 1,5 километров по высоте. На Эльбрус ходят ночью, так как днем на солнце снег тает,  течет вода и брести в этом мокром рыхлом снегу — удовольствие сомнительное. Ночью же там жесткий фирн, по которому ходят в кошках.

И вот в 2 часа ночи мы проснулись, точнее сказать, встали, с трудом вытащив себя из теплых спальников, попили чаю и побрели наверх. На первом этапе там широкая относительно пологая полоса. И вот темно, холодно и только видна куча налобных фонариков, так как не одни мы такие умные, желающих совершить восхождение на Эльбрус предостаточно, человек 100, наверное было, а то и все 300, не считал.

И вот, нас трое человек, героически бредем в кошках и с ледорубами. Постепенно начинает светлеть. А идти, надо сказать, довольно тяжело, так как кислорода не хватает мышцам, очень быстро устаешь. Я шагов через 20-40 останавливался подышать.

К 7 часам мы миновали перевал Седловина Эльбруса, который находит между двумя его вершинами — Восточной и Западной, которая метром на 5 повыше, поэтому на нее мы и шли. И тут взошло солнце.

Седловина Эльбруса
Внизу Седловина Эльбруса и тропинка на склоне горы

Надо сказать, что в тонких перчатках у меня аццки замерзли руки, а в карман не сунешь, так как держишь трекинговые палки или ледоруб, в зависимости от крутизны склона. И вот только мы вышли на солнце, быстро начало теплеть и мы сели на привал.

Сижу я, сунул руки под мышки, чтобы отогреть. А помните, что бывает, когда с мороза приходишь и руки под горячую воду суешь? Так вот, болеть они начали очень жестко. И вот сижу я, от боли непроизвольно слезы текут, а меня на смех пробило. Как представил, как я щас выгляжу — сидит такой. согнулся, со слезами на глазах, да еще и ржет.

Ну ладно, отсмеялись, отдохнули, руки отогрели и дальше пошли на последний рывок. И вот перед нами вершина.

Вершина Эльбруса
Вершина Эльбруса с первыми покорителями этого дня

Вот такая последняя горка метра 4 высотой — это и есть Западная вершина горы Эльбрус.  Ну как не по фотографироваться на фоне самой вершины.  Причем у нас была задумка сесть вот так на фоне вершины и покурить. Если посмотреть на задний фон, то можно увидеть валяющегося человека. Да, некоторые настолько устают, что на вершине просто валятся без сил. А некоторые просто не доходят и поворачивают назад, так как чем выше, тем идти тяжелее, а воздуха все меньше. Голова кружиться начинает, многих тошнит..

Спортсмены на Эльбрусе
Вот такие мы спортмены

Народ косился, сразу скажу. А между тем на вершине Эльбруса в этот день проводился шахматный турнир. Как вам задумка? Кто проводил, и из каких городов, сказать не могу.

Но это еще не самое интересное. Как нам рассказали, за пару недель до этого тут были соревнования тяжелоатлетов. Стояла задача на скорость занести на вершину Эльбруса гирю. Одна тут так до сих пор и лежит, мы видели.

шахматный турнир на вершине Эльбруса
Шахматный турнир на вершине Эльбруса

Эльбрус — бывший вулкан, а все остальные окрестные горы ниже. Так что можно было поплевать свысока на гора и почувствовать себя на Крыше Мира. Собственно, я считаю это своим первым шагом к Эвересту.

Вид с вершины Эльбруса
Вид с Эльбруса на окрестные горы

А на обратном пути мы встретили тот самый мокрый рыхлый снег, так что вернулись все мокрые и уставшие. Я еще и ногу подвернуть умудрился. Все восхождение на Эльбрус заняло у нас 13 часов, так что вернулись мы днем, поели и спать завалились.  Так до утра и дрыхли.

Вот такой вот вышел поход.  А кратко написать не удалось, ну да ладно.

А теперь давайте оставим в стороне холодные морозные горы и вспомним про солнце и теплые воды южного моря. Думаю, вы знаете, что сухой морской воздух, соленая вода и солнечные ванны полезны для здоровья, но вы можете не знать, что существует такая вещь, как талассотерапия, то есть то самое лечение морем. Причем, подобное лечение может проводится и в обычном городе, не находящимся на морском побережье. Но при этом морские процедуры практически также эффективны, как если вы поехали на настоящее море.

Интересные статьи на "Бродяге":

Метки: , ,

10 коммент. к “Восхождение на Эльбрус”

1. Подправь «Возила наC замечательная девушка».
    Герои прям :) Туда все без рюкзаков поднимаются и за раз туда обратно?

2. Ну до Приюта 11 с рюкзаками, а дальше да, так. У нас был рюкзак с собой, там ледоруб лежал или палки, смотря с чем шли, термос с горячим чаем и сухофрукты какие-то погрызть. Ну в общем да, налегке.

3. Красиво,а высота какая?

4. Под первой фоткой подпись есть — 5644 метра.

5. Интересно было узнать как сейчас происходит восхождение на вершину :)Очень рада за вас!Такие моменты на всю жизнь и самое важное и трудное это преодоление себя!
    В года моей юности конечно всё было намного суровее — я поднималась на Тютю Баши с рюкзаком 25 кг и в снаряжении альпиниста и переход был 2 суток и начинался из альплагеря Улу Тау

Но это лучшие мои воспоминания!!!!!!!!!

6. Знакомое какая-то название.. Мне кажется, мы тоже там были или в окрестностях.

7. Ехали к базам мы с вам по одной дороге думаю от начьлика на Тернауз :)
    Только альпиниста едущие в в сою спортивную базу выходят если мне память не изменят у селения Верхний Баксан и дальше идет ушелье Адырсу.

Скорее всего вы были в окрестностях так как Эльбрус рядом :)
    А в альплагерь «Уллутау» приезжают чтоб пройти курс подготовки, разряды там присваивают и просто от туда начинается маршрут для взятия вот этих вершин : Тютю-Баши (4460 м.)
    Уллутау-Чана (4200 м.)
    Адырсу-Баши (4370 м.)
    Джайлык (4533 м.)
    Чегем-Баши (4460 м.)
    По молодости мы очень гордились тогда, что идем маршрутом сложнее чем Эльбрус )). Эльбрус видела во время похода к вершине Тютю-Баши, он в профиль был к нам,помахала ручкой ему и «радостно повизжала», что увидела так близко.
    Очень советую взять туда путевку инструктора там сильные и тем более, что есть мечта покорить серьезные вершины.

8. Не, там не были. Только мимо проходили, через турбазу Джайлык. Мы ж все же туристы, а не альпинисты, мы больше по перевалам..
    В этом году вот собирались на пик Ленина (7100 или где-то так) на Памир, но я из-за травмы не смогу. Так что только на Кавказ по альплагерю гулять, на горы смотреть.

9. ну ничего всё заживет!!!!!!, травмы это плохо и на высоте воют «собаки» но адреналин все перебарывает :)
    Сама шла после травм, не смотря на все запреты врачей (просто вырвала из медицинской книжки страницу с запретом занятия альпинизмом -хулиганка была)
    Так что этот сезон отдыхай ,готовься сил нагуливай ! и вперед на встречу вершинам !
    И давай — переходи в альпинисты!!!!, хватит уже в туристах ходить :)))

10. Не, я уж лучше восстановлюсь нормально, а потом в горы.
    А зачем мне в альпинисты переходить? Мне и тут хорошо. Каждому свое) А у туристов поход разнообразнее.