Получи 25$ в подарок на первое бронирование!
Бродяга on 24 апреля 2010

Да, мы в походы и зимой ходим, нас не пугает снег и мороз. Хибины – это небольшой горный массив на Кольском полуострове, что на севере России сразу за Карелией. Хибинские горы расположены на площади где-то диаметром 40 километров, так что там за два дня всегда можно выйти из любой их точки.

Приехали мы в поселок Имандра, где поезд стоит всего пару минут. Собственно, уезжали мы тоже оттуда, сделав небольшой круг по Хибинам дней на 10.

Зимой в Хибинах обычно холодно, все же они находятся за полярным кругом, так что даже в марте световой день там очень короткий. Но в этот раз нам свезло, если можно так назвать аццкий подлип на деревянных лыжах.

Зимний поход по Хибинам

Сначала шли по лесу и старой дороге, причем снега было очень мало, местами даже торчали кустики брусники. Но чем дальше в тундру, тем глубже снег.

Хибинские тундры зимой
Суровые Хибинские тундры

Мы ж спортсмены, нам бы перевалы.. Некоторые перевалы достаточно пологие, туда практически до верха идешь прямо на лыжах, а некоторые – с крутыми склонами. Приходится снимать лыжи, крепить их на рюкзак и играть в дикие троллейбусы.

Перевал Юмьекор зимой
Перевал Юмьекорр зимой – мрачное зрелище
Хибины зимой перевал Восточный Арсеньева
Перевал вост. Арсеньева – игра в дикие троллейбусы

За что люблю зимние Хибины – за эту суровую снежную бескрайность. Смотришь вокруг – а там только горы, скалы, низкие елки, и лишь твоя лыжня нарушает эту первозданность снежной тундры.
Когда группа из шести человек проедет на лыжах – снег утрамбовывается, и идти по нему можно, практически не проваливаясь, получается этакая твердая тропинка. Но шаг влево – шаг вправо от лыжни уже можно расценить, как побег, снега там почти по грудь.

Снег в хибинах зимой
Шаг в сторону – и уже по пояс в снегу

На подходе к перевалу Ферсмана и горе Парус деревьев практически нет, идешь по широкому снежному плато. Виды вокруг никакими фотографиями не передать, пока сам не побываешь, не прочувствуешь всю суровость здешних мест.

Гора Парус - Хибины - перевал Фесмана
Гора Парус – из-за схожего силуэта и пер. Ферсмана слева

Лес в Хибинах встречается не так уж часто, только в долинах ручьев. Да и там елки небольшие, зеленые, а сухих практически не найти. То ли туристы уже все выжгли, то ли просто там деревья – такие долгожители. Я, правда, склоняюсь к первому. Поэтому довольно часто нам приходилось готовить на газовой горелке, что не так просто, если ты находишься посреди вот такой вот снежной равнины, открытый всем ветрам, так что прибегали к всевозможным ухищрениям.

Обед на горелке в Хибинах
Вот такая хитрая конструкция закрывает газовую горелку от ветра

И как бы не хотелось погреться вечером у костра, высушить ботинки и на следующий день одеть сухую обувь, а не прикидываться мазохистом, засовывая ногу в что-то ледяное, холодное и противное, разогревая ботинок собственным теплом, иногда приходилось выживать и так.

Ручей Меридиональный
Ручей Меридиональный зимой не замерзает

Да, как я говорил, было не так и холодно, в некоторых ручьях даже вода не замерла. Хотя большей частью, чтобы приготовить еду, приходилось топить снег. Зато чаю мы там за 10 дней выпили, сколько я дома за всю зиму не пью. Кстати, видели полярное сияние, довольно бледное, правда, зеленое и местами розовое. Но сфотографировать нормально нам его не удалось.

Первал восточный Петрилиуса зимой
Первал восточный Петрелиуса, а мы – на Западный поднимаемся

А посреди Хибинских гор находится база КСС (контрольно спасательная служба), на эту базу ведет дорого из города Кировска.

Дорога из Кировска на базу КСС
Дорога в Кировск – зимой тут катаются на снегоходах

На базе имеется гостиница, где тогда мы не останавливались, но вообще возможность имеется. Там же можно попариться в бане, отогреться и отдохнуть от тяжелых дней похода. А перед домиками базы стоят два столба (раньше один только был), все увешанные табличками из подручных материалов. На табличке – название города, расстояние до него в километрах, а сама табличка показывает направление на этот город. Приносят и вешают сии таблички сами товарищи туристы. А в этот раз мне даже довелось наблюдать там указатель на родную Рязань.

Хибны база КСС таблички
Табличка “Рязань” из обломка лыжи – наши тут были

Далее мы еще немного походили по Хибинам, покатались на лыжах по большому озеру Гальцовое и вышли на снегоходную дорогу обратно в поселок Имандра. А там уже началась весна. Эта фотография иллюстрирует известную поговорку: «Стою на асфальте я, в лыжи обутый, то ли лыжи не едут, то ли я – е**нутый».

Хибины Зимой Имандра
Стою на асфальте я, в лыжи обутый…

И напоследок одна из достопримечательностей города Петрозаводска: старинный паровоз, что стоит у них на вокзале на запасных путях.

Петрозаводск Паровоз на вокзале
Петрозаводск – старинный паровоз с советской звездой

Интересные статьи на "Бродяге":

Метки: , ,

6 коммент. к “Зима в Хибинах за полярным кругом”

1. Жесть конечно :) Мы все как то больше летом. А зимой лучше по индии и другим азиатским странам ходить. Вот как то не сложилась любовь к зиме. Когда фоту с лыжами на траве увидел, тоже самое подумал сразу, что и в подписи :)

Бродяга Ответил:

Вот они все, любители тепла! А как же суровость походов?

Life-trip Ответил:

Я за суровость летних походов! :)

Бродяга Ответил:

А я за вечный экстрим! Когда не дома.

Динозавр Ответил:

Можно и дома. Экстрим экстримом, а надо все в меру. Автор блога, у Вас слетает чуть ширина поля для ответа.

Бродяга Ответил:

Каждому свое. Знаю, что слетает( Подправлю.